Давайте разберем несколько важных аспектов, которые влияют на развитие лидерских качеств:
ПУТЕШЕСТВИЯ
Тяга к новым впечатлениям активно развивается у ребенка до 15 лет. Если к этому возрасту интерес к познанию нового не возникает, то в дальнейшем человек так и останется нелюбопытным, консервативным, узколобым.
Любознательность в ребенке развивают родители. Но школьный опыт тоже имеет большое значение: поездки, походы, посещение музеев, театров. Для многих из нас все это оказалось очень важным. Чем больше у человека было ярких впечатлений в школьные годы, тем шире его кругозор и гибче восприятие. А значит, ему проще принимать нестандартные решения. Именно это качество ценится в современных руководителях.
ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА
Многие, рассказывая про свои школьные годы, подчеркивают свои общественные заслуги: «Я был старостой», «Я был активным пионером», «Я был председателем дружины». Они считают, что активная общественная работа — это признак лидерских амбиций и качеств. Но это убеждение не всегда верно.
Настоящее лидерство сильнее проявляется в неформальных условиях, вне школьной системы. Истинный лидер тот, кто объединяет ровесников по неформальным поводам, будь то полезные дела или шалости.
А вот старосту чаще всего назначают учителя, останавливаясь на тех, кто наиболее управляем. Если в выборах участвуют дети, то их критерий прост: давайте решим, на кого это проще всего свалить. Конечно, и тут бывают исключения.
СПОРТ
Большинство людей, занимающих руководящие позиции, в школьные годы серьезно занимались спортом. Выходит, занятия спортом в детстве — почти обязательный атрибут будущего успеха. Неудивительно: спорт учит ребенка дисциплине, выносливости, умению терпеть, «держать удар», конкурировать, сотрудничать.
К тому же занятия спортом заставляют школьника планировать свое время, постоянно быть в тонусе, сочетая учебу, домашние задания, общение с друзьями и тренировки.
ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЯМИ
Авторитет учителя важен для каждого ребенка. Это вторая по значимости фигура после родителей. То, как ребенок выстраивает отношения с учителем, многое говорит о его способности подчиняться авторитету и отстаивать собственное мнение.
Разумный баланс этих навыков в дальнейшем помогает человеку стать инициативным, надежным, принципиальным и решительным сотрудником.
Такие люди умеют не только соглашаться с руководством, но и спорить с ним, когда этого требуют интересы дела.
БУНТ ПРОТИВ ВЗРОСЛЫХ
Восстание подростков против «старших» — естественный этап взросления. После так называемого «положительного симбиоза», когда ребенок «принадлежит» родителям, прислушивается к их мнению и следует советам, подросток вступает в период «отрицательного симбиоза». Это время борьбы, поиска новых смыслов, собственных ценностей, взглядов, выборов.
В большинстве случаев подросток благополучно проходит и этот этап развития: получает опыт успешного сопротивления давлению старших, отвоевывает право на самостоятельность суждений, решений и поступков. И переходит на следующий этап «автономии»: окончания школы, реального отделения от родительской семьи.
Но бывает так, что подросток, а потом и взрослый человек внутренне «застревает» на этапе бунта.
Такой взрослый в определенных жизненных ситуациях, запускающих его «подростковое начало», становится нетерпимым, импульсивным, категоричным, не умеющим контролировать свои чувства и руководствоваться разумом. И тогда бунт становится его предпочтительным способом доказательства старшим (например, руководству) своей значимости, силы, способностей.